23 июня 2025 11:06
Количество просмотров: 68
Первого июня все прогрессивное человечество, включая и Российскую Федерацию, отметило Международный день защиты детей. Отношение к детям является важнейшим признаком нравственной культуры любого общества. Тезис "Все лучшее детям", провозглашенный на заре становления страны советов, не потерял своей актуальности в наши дни и продолжает оставаться главным вектором государственной политики России в отношении детей. Ежегодно в Российской Федерации вводятся в строй новые детские сады, ведется реконструкция уже функционирующих учреждений. Нижегородская область традиционно славится грамотно организованной системой дошкольного образования. Во всех ее муниципалитетах, в том числе и в городском округе города Бор, успешно функционируют детские сады, образовательная деятельность которых отвечает требованиям качества. Но среди этих замечательных учреждений выделяется особая группа детских садов - тех, которые чувствуют вызовы современности и отвечают на эти вызовы созданием своей уникальной практики образования детей. Такие детские сады доминируют среди других учреждений и обладают способностью оказывать на них влияние, вести за собой, тем самым направляя их усилия на достижение ключевых целей дошкольного образования. Это, так называемые, "детские сады - лидеры". Об одном из них, детском саде № 13 "Дельфинчик", мы и хотим рассказать в этой статье. По страницам истории В 2014 году в сосновом бору микрорайона Стеклозавод был введен в строй, рассчитанный на семь возрастных групп, детский сад № 13 "Дельфинчик". Функционирование этого учреждения началось с февраля 2015 года, когда оно было укомплектовано детьми и сотрудниками, оснащено оборудованием и игровыми материалами, необходимыми для осуществления образовательного процесса. В октябре 2016 года, то есть спустя всего полтора года с момента начала его деятельности, детский сад стал участником процедуры независимой оценки качества образования, по результатом которой был отнесен к кластеру "Эффективная дошкольная образовательная организация", и занял почетное четвертое место в рейтинге среди 50 детских садов. В справке экспертной комиссии, председателем которой являлся один из авторов статьи (О. А. Сафонова), были отмечены впечатляющие результаты, достигнутые коллективом детского сада за столь короткий промежуток времени. В 2021 году в рамках реализации национальной программы "Демография" к детскому саду был пристоен корпус, рассчитанный на три группы для детей раннего возраста. В настоящее время детский сад № 13 "Дельфинчик "функционирует как многокомплектное дошкольное учреждение, включающее десять возрастных групп, из них: три группы для детей младенческого и раннего возраста (от трех месяцев и до трех лет), пять групп общеразвивающей направленности для детей с трех и до семи лет, группа комбинированной направленности для нормотипичных детей и детей с тяжелыми нарушениями речи и группа компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Детский сад - наш дом Перефразируя известный всем тезис "Театр начинается с вешалки", скажем, что "Детский сад начинается с калитки". Открываем ее и попадаем на ухоженную, озелененную деревьями, цветущими растениями и кустарниками территорию, оснащенную разнообразным игровым и спортивным оборудованием, а также площадкой ПДД. Площадка ПДД для дошкольников имеет огромное значение, так как помогает детям познакомиться с основами безопасного поведения на дороге в игровой и доступной форме. Эти элементы позволяют стимулировать разные виды активности детей и организовывать их разнообразное событийное окружение. Входим в дверь, ведущую в здание детского сада, и оказываемся в четко структурированном пространстве, которое с уверенностью можно назвать пространством развития, эстетики, чистоты и порядка. Его архитектура, помимо возрастных групп, включает специализированные помещения для проведения развивающей работы с детьми в плане реализации основного и дополнительного образования. Среди них: два музыкальных зала, спортивный зал и бассейн, зимний сад, космическая комната. Все помещения оснащены современными материалами и интерактивным оборудованием: методические интерактивные комплексы «Самолет», «Теремок», «Маленький гений», «Космос» и «Машина», которые находятся в группах раннего и дошкольного возраста. В физкультурном зале располагается Мобильный интерактивный пол «Алма». Поскольку в детском саду находятся не только нормотипичные дети, но и обучающиеся с ограниченными образовательными потребностями, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, то для индивидуальной работы с ними и проведения коррекционно-развивающих мероприятий выделены и оборудованы всеми необходимыми материалами кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога: стол педагога-дефектолога «Старт», профессиональный интерактивный логопедический стол Logo Pro mini. Оформление рекреаций, соединяющих в единое целое все компоненты развивающего пространства детского сада, несет большую смысловую и художественную нагрузку. Так, на внутренней стене центрального входа детского сада расположена панорама, включающая символику нашего государства и карту Российской Федерации с выделением цветом территории Нижегородской области и городского округа г. Бор; представлены экспозиция "Память", содержащая поселения муниципалитета, на территории которых зажжен Вечный огонь, и композиция "Победа будет за нами", посвященная СВО, выставка детских работ в честь Дня Победы. Содержание материалов всего панорамного комплекса, наполненное духом патриотизма, выступает мощным средством решения задач гражданско-патриотического воспитания. На втором этаже расположена библиотека, оборудованная мягкими модулями, создающими комфортные условия для чтения, где представлены произведения известных детских писателей. У ребят есть читательские билеты, которые позволяют им брать книги. Потенциальные вопросы:Все рекреации детского сада представляют собой мини - музеи, оформленные картинами различных сюжетов: игровых, природных, бытовых. Патриотический музей, музей флагов, музей Пасхи, музей «3-d игрушки», музей народных промыслов. Все рекреации детского сада представляют собой мини - галереи, оформленные картинами различных сюжетов: игровых, природных, бытовых. Преобладание пастельных тонов в цветовой гамме помещений детского сада, сочетаемость фактуры, используемых в интерьере материалов, создает ощущение легкости, воздушности, что вызывает положительный эмоциональный отклик детей и взрослых, формирует их эстетический вкус и желание заниматься художественной деятельностью. Оригинальность дизайнерских решений организации предметного пространства, его глубокий развивающий потенциал и культура презентации являются имиджевой характеристикой и конкурентным преимуществом детского сада. Такое грамотно организованное развивающее предметное окружение детей, в условиях которого осуществляется их жизнедеятельность, наполненная значимыми для них событиями и ситуациями, вкупе с внимательным и заботливым отношением персонала, способствует восприятию каждым ребенком детского сада как родного дома, в котором его ждут, ему рады, и где всегда ему интересно. Качество образовательного процесса В детском саду созданы все необходимые условия для образования детей, отвечающего нормам качества. Во всех возрастных группах имеется предметно-развивающая среда, организованная соответственно требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволяющая удовлетворять различные предпочтения и потребности детей. Компетентно осуществляется образовательный процесс по трем образовательным программам: основной и двум адаптивным - для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушением аутистического спектра. В нем используются современные технологии (игровые, коммуникативные, развивающего обучения, проектные), в том числе цифровые. Для реализации индивидуальных предпочтений детей, развития их способностей, удовлетворения запросов родителей воспитанники детского сада, наряду с основным образованием, имеют возможность получать дополнительное образование, которое реализуется по одиннадцати программам технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной направленности. Но самое главное, в детском саду царит по-настоящему добрая атмосфера, в которой комфортно расти и развиваться детям. Гарантами качества образовательного процесса являются профессиональные педагоги, среди которых лица, имеющие высшее педагогическое образование Епифанова А. В., Абрамова Н. В, Морозова Т.М, Маслова Ю.В., Калушкин А.А., Пурихова А.А., Охлопкова А.С, аттестованные на высшую квалификационную категорию Панова О.Л., Морозова Т.М, имеющие собственные методические разработки, получившие положительные экспертные оценки Пурихова А.А., Епифанова А.В., Морозова Т.М., Панова О.Л., Пугина Т.В., Огурцова Д. О., Калушкин А.А., Егунова Н.В. Инновационность как принцип жизнедеятельности Детский сад выступает активным проводником инновационных направлений в дошкольном образовании. Так, в 2017 году ему был присвоен статус "Инновационная площадка" федерального бюджетного научного учреждения "Институт изучения семьи, детства и воспитания" Российской академии образования по апробации парциальной модульной программы «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Дошкольное учреждение является инновационно-образовательной территорией, на которой организуется экспериментально-исследователь-ская, проектная, конструкторско-модельная с элементами робототехники детская деятельность. Для такой деятельности создана соответствующая предметно-развивающая среда, включающая научно-исследовательскую лабораторию "STEM - образование", мультстудию, кабинет робототехники, кабинеты дополнительного образования детей. В настоящее время детский сад позиционирует себя в качестве инновационной площадки Федерального института современного образования АО ЭЛТИ - КУДИЦ по теме "Нейротехнологии и искусственный интеллект в дошкольном и начальном образовании в контексте "STEM". В 2023 году детский сад был включен в региональный межведомственный проект "Оказание платных образовательных услуг в дошкольных образовательных организациях". В сентябре 2024 года в дошкольном учреждении было организовано движение «Орлята-дошколята», проект направлен на формирование социально-значимых ценностей - Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Спорт, Благотворительность. Он объединил миллионы детей, педагогов и родителей. Проект разработан по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработан Всероссийским детским центром «Орленок» и Российским движением детей и молодёжи «Движение первых». Неоднократно учреждение было участником международных и федеральных конференций по актуальным вопросам образования в дошкольном детстве. Его педагоги и воспитанники становились победителями и лауреатами многочисленных конкурсов и фестивалей дошкольной образовательной повестки. Коллектив детского сада щедро делится инновационным опытом с коллегами. Его посещали многочисленные делегации руководителей и педагогов из детских садов республик "Беларусь", "Казахстан", "Киргизстан", а также различных регионов Российской Федерации: Чеченской республики, Калининградской области, г. Санкт-Петербург, г. Москва и др. Заведующий детским садом - лидер перемен С открытия детского сада его бессменным руководителем является Татьяна Владимировна Серова, которая на момент начала функционирования учреждения уже имела многолетний опыт управленческой деятельности, будучи заведующим детским садом "Рукавичка". В 2007 году Татьяна Владимировна была награждена Почетной грамотой Министерство образования и науки Российской Федерации. В 2018 году получила звание Почетный работник сферы образования Российской Федерации. Богатая управленческая практика и присущие Т. В. Серовой такие профессионально-личностные качества, как: организованность, ответственность, человечность, стремление к новому, позволили ей в кратчайшие сроки вывести детский сад на лидерские позиции. Главные результаты, которые удалось достичь руководителю: сформировать сплоченный, профессиональный коллектив, обладающий инновационной активностью, способный строить уникальную образовательную практику, работающий как слаженная команда; оснастить детский сад современными ресурсами, позволяющими осуществлять развивающий образовательный процесс; организовать образовательную деятельность на основе требований качества; достичь успешного выполнения детским садом своей основной миссии - воспитание, обучение, развитие детей, укрепление их здоровья, обеспечение успешности перехода к следующему возрастному этапу - начальному школьному детству; обеспечить становление детского сада как проектно-технологи-ческой площадки, своего рода территории стратегических педагогических инициатив, направленных на создание инновационной практики дошкольного образования; получить признание и уважение в профессиональном сообществе, коллективах сотрудников и родителей воспитанников. Результаты работы коллектива детского сада под руководством Т. В. Серовой были высоко оценены губернатором Нижегородской области. В 2023 году детский сад был удостоен Штандарта Губернатора как лучшее дошкольное учреждение региона за достижения наилучших показателей эффективности образовательной и воспитательной деятельности. В 2024 году Т. В. Серова была награждена Почетным дипломом (с лентой) "За заслуги в развитии системы образования Нижегородской области". Поздравляем коллектив детского сада № 13 "Дельфинчик" с достижением высоких результатов профессиональной деятельности и выражаем надежду, что он не только сохранит свой инновационный потенциал, но и продолжит наращивать его, закрепляя почетный статус учреждения - "лидер дошкольного образования". Ольга Сафонова, доктор педагогических наук, профессор НГПУ имени К. Минина. Евгения Лаврина, методист-организатор информационно-методического центра управления образования и молодежной политики администрации г.о.г. Бор.